close

Последний выдох СССР. Как Украина выходит из СНГ

Украина пересмотрит все международные договоры, заключенные в рамках СНГ и выйдет их тех, которые не соответствуют украинским интересам, заявил Порошенко.

Президент Петр Порошенко на этих выходных заявил, что ве международные соглашения, заключенные Украиной в рамках СНГ, будут пересмотрены и разорваны несоответствующие украинским интересам.

Накануне Порошенко подписал указ об отзыве представителей Украины из всех уставных органов СНГ. Однако в содружестве заявили, что таковых нет с 2014 года. Корреспондент.net решил разобраться в ситуации.

 

Будущее Украины — в Европе

19 мая Порошенко подписал указ об отзыве всех представителей Украины из всех уставных органов Содружества независимых государств.

«И сегодня мы сделали все возможное, чтобы пересечь Рубикон, возвращаясь в Европейский Союз… Нам там нечего больше делать — мы двигаемся вместе в Европу», — заявил президент.

20 мая он сказал, что все международные соглашения, заключенные Украиной в рамках СНГ, начиная с 1991 года, будут пересмотрены. Порошенко подчеркнул, что Киев выйдет из несоответствующих национальным интересам и идеям Украины договоров.

Он отметил, что указ об отзыве украинских представителей из СНГ «окончательно отправило его в прошлое» и делать там «больше нечего».

Порошенко убежден, что Украина обязательно «станет членом большой европейской семьи», а сам украинский народ — «несомненно, европейская нация, сделавшая свой цивилизационный выбор». 

«Украина, начиная с Беловежской пущи, рассматривала СНГ исключительно как инструмент цивилизованного развода с империей. Цивилизованного по вине России не вышло: Москва стремилась переделать Содружество в обновленную империю, где бы все, как в старые советские времена, сверяли бы часы по Спасской башне Кремля. Поэтому Украина не ратифицировала устав СНГ и не собиралась становиться полноценным участником СНГ», — сказал он.

 

В СНГ удивились указу Порошенко

В СНГ выразили удивление указом Порошенко об отзыве украинских представителей из уставных органов СНГ, сообщил руководитель пресс-службы Содружества Владимир Никаноров.

Он отметил, что никаких уведомлений об отзыве представителей от Украины не получали.

«В аппарате исполкома сейчас нет работников от Украины… Ранее в исполкоме представители Украины занимали достаточно высокие должности: заместитель председателя, директор департамента, заместитель директора департамента. Но в 2014 году они (Украина — ред.) предыдущих отозвали, а новых не назначили», — заявил он.

В начале мая в России заявили, что выход Украины из координационных советов Содружества независимых государств может занять не менее года.

«В уставе СНГ четко прописано: государство должно официально сообщить исполком за год до выхода», — сказал постоянный представитель России при организации Андрей Шведов, напомнив, что именно так произошло с Грузией, когда она выходила из СНГ.

По словам Шведова, Киев не подписывал устав, однако является подписантом учредительного Беловежского соглашения, в которой процедура выхода не прописана.

«Значит, в дело вступает Венская конвенция о правилах заключения международных договоров. Таким образом, выход может произойти в любое время с согласия всех участников организации после консультаций с ними или через 12 месяцев после официального письменного уведомления», — пояснил российский дипломат.

Шведов также заявил, что Украина может выйти из учредительного договора, но остаться участником каких-то других соглашений в рамках СНГ. По его словам, украинская власть должна сообщить о своих планах заранее, так как эти процедуры требуют переговоров, на которые отводится год.

 

СНГ — последний выдох СССР

Содружество Независимых Государств действует с 1991 года и является региональной межгосударственной организацией. В период создания он выглядел как клуб бывших республик Советского Союза, в который не стали вступать только Туркмения и страны Балтии. Грузия вошла в состав в 1993, а вышла в 2009 году.

Основные задачи СНГ — сотрудничество в политической, экономической, социальной, культурной областях, создание общего экономического пространства, обеспечение прав и свобод человека, мира и безопасности, борьба с организованной преступностью.

Как пишет аналитические издание EurasiaNet, в СНГ после выхода Грузии и аналогичного намерения Украины с 2014 года закрепился не уравновешенный ничем диктат Кремля. Сегодня СНГ, еще не упраздненный формально, но уже и не живой, тихо угасает в Минске, отмечают эксперты.

Украина полностью отошла от интеграционных процессов с Россией уже после Майдана, а после аннексии Крыма и агрессии России на Донбассе задумалась о выходе из СНГ. 

Аналитики отмечают, что введение безвизового режима в Украине порождает внутренние процессы, которые отражаются не только на свободном передвижении граждан, но и на отношениях с Россией, а также на ходе внутренних реформ.

 

Соглашение об ассоциации с Евросоюза является конкурентным СНГ интеграционным проектом и Украина, отмечают эксперты, значительно продвинулась в этом направлении, что отдаляет ее от СНГ и России.

В другой статье издания СНГ называется «последним выдохом» Советского Союза. Отмечается, что Содружество утратило все полезные функции: ни механизма мирного разрешения конфликтов, ни прозрачных границ больше нет.

СНГ было создано именно как «меж», а не «над»-государственная структура, которая должна была обеспечить условия и механизмы для мирного урегулирования возможных конфликтов между вновь образованными государствами.

Участники СНГ брали на себя обязательства о взаимном признании «территориальной целостности друг друга и неприкосновенности существующих границ в рамках Содружества».

В начале нулевых, по мере укрепления России и геополитической активизации Москвы, роль СНГ стала уменьшаться. Столкнувшись с непригодностью Содружества «в качестве инструмента доминирования» в отношении других постсоветских государств, Кремль приступил к созданию альтернативных проектов. 

«Идея Москвы сводилась к растаскиванию части функций СНГ по более удобным для нее структурам, где ее доминирующая роль была бы гарантирована», — говорится в статье.

Аналитики отмечают, что самым большим разочарованием стала несостоятельность СНГ в роли гаранта от прямой военной агрессии со стороны других членов Содружества.

«Россия дважды совершала нападения на другие страны СНГ, пренебрегая механизмами урегулирования, заложенными в его уставе… В настоящее время СНГ не обладает реальным влиянием. Оно не гарантирует входящим в него государствам целостности их территорий. Механизмы мирного разрешения конфликтов оказались фикцией», — отмечают эксперты.

От СНГ остался только призрак СССР, живущий в мифах об «утраченной великой стране», говорится в статье.

 

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet

      Руслана Храб

      Опубликовал (ла) Руслана Храб