Культура - кино
иcтoчник: newsme.com.ua

Анастасия Лях

В рамках киевского фестиваля «Уикенд в Каннах» столичному зрителю удалось посмотреть картину культового финского режиссера Аки Каурисмяки «Гавр», получившую в этом году приз ФИПРЕССИ на Лазурном побережье. Украинская премьера фильма состоялась летом, в рамках Одесского кинофеста.

Аки Каурисмяки считается одним из фестивальных любимчиков. На его счету четыре каннские награды (правда, ни одной «Золотой пальмовой ветви»), четыре премии Берлинале (но опять же ни одного «Золотого медведя») и номинация на «Оскар» за мелодраму «Человек без прошлого». Он – живая легенда современного европейского кинематографа, наряду с Ларсом фон Триером и Педро Альмодоваром, но для Голливуда – лишь относительно известный артхаусный режиссер.

Герои фильмов Каурисмяки – люди из низов и окраин, бедняки, провинциалы, простые рабочие: охранники, продавцы, официанты, мусорщики, кассиры, чистильщики обуви… Так же как Вуди Аллен любит показывать жизнь богемы, этот режиссер любит говорить о жизни «внизу». И неспроста. До того, как стать кинематографистом, Каурисмяки сам поработал посудомойщиком и почтальоном.

Как и фон Триер, Аки Каурисмяки снимает трилогии. В так называемую «пролетарскую», начатую в 1986-м комедийной мелодрамой «Тени в раю», вошли также ленты «Ариэль» и «Девушка со спичечной фабрики». Второй трилогией режиссера стал сборник «Финляндия», в который попали наиболее именитые и титулованные работы: «Вдаль уплывают облака», «Человек без прошлого», «Огни городской окраины».

По словам Каурисмяки, «Гавр», снятый на французском языке и о французском городе, стал первым фильмом трилогии о портовых городах. Следующими должны стать ленты, снятые в Испании и Германии.

В большинстве фильмов Каурисмяки события разворачиваются в Хельсинки. В «Гавре» же – соответственно в Гавре, портовом городе на севере Франции. В огромном контейнере, выгруженном с корабля, полиция обнаруживает группу африканских беженцев. Нелегалов, естественно, арестовывают, но мальчику-подростку по имени Идрисса удается убежать… Судьба сводит Идриссу с пожилым чистильщиком обуви Марселем.

Марсель – в прошлом писатель, представитель парижской богемы, который однажды, оставив свои творческие амбиции, вместе с женой переехал в тихий Гавр и стал чистить чужие ботинки. Но Марсель вполне доволен своей жизнью, и все у него идет прекрасно, пока горячо любимой жене Арлетти не приходится лечь в больницу. Тогда Марсель, оставшись совсем один, привязывается к чернокожему мальчику-иммигранту и всеми силами пытается помочь парню избежать депортации и добраться до Лондона, где живет его мать-нелегалка…

Интересно, что практически во всех работах Каурисмяки главную женскую роль играет 50-летняя финская актриса Кати Оутинен. Вот и в «Гавре» она исполнила роль Арлетти. Режиссер ни в чем не изменяет своему фирменному стилю и почерку. Ведет простое линейное повествование: медленное, растянутое, монотонное (как истинный финн), из-за чего возникает ощущение, будто действие фильма происходит в реальном времени и пространстве, без нарезки и склейки. Заставляет актеров играть практически без эмоций, по крайней мере, без внешних их проявлений (финны – не итальянцы, так что у них это получается органично). Использует избитые штампы в совершенно новом свете, вернее, наоборот, в самом старом, девственном, наивном их значении.

Кажется, в «Гавре» Аки Каурисмяки доводит этот почерк до совершенства, превосходя свое главное творение - «Человека без прошлого». Если там мы наблюдали печальный бомж-блюз с сентиментальным хэппи-эндом, в «Гавре» режиссер окунает зрителя в тотальный, утрированный позитив: в сочные теплые краски с привкусом ретро и добро, доведенное до абсурда. И этим полностью обезоруживает и покоряет.

На фоне предельно серьезных проблем нелегального эмигрантства и детского скитания Каурисмяки рассказывает невероятно трогательную и светлую историю о дружбе престарелого французского чистильщика ботинок и чернокожего молчаливого мальчика, ищущего маму, историю, не лишенную доброго, изящного юмора. Его герои – только хорошие люди, его концовки – только счастливые.

И даже шаблонный полицейский-детектив, в плаще и шляпе, оказывается человечным и благородным, и с ананасом…

«В первоначальном варианте сценария я хотел показать, как беженцы приехали в грязном контейнере и некоторые из них умерли из-за антисанитарных условий. Потом я передумал и перевернул все с ног на голову, одел их в лучшую возможную одежду — к черту этот реализм, пускай приедут как достойные люди», - говорит режиссер о своем фильме.

И правда, к черту реализм! Здесь просто-таки чудо на чуде. Но это не голливудское фэнтези. В такое чудо действительно веришь…

 Смотрите все! Цените лучшее!